Дизартрия у детей что это
Дизартрия у детей: как заметить болезнь на начальном этапе
Первые месяцы жизни ребенка – самые важные. Именно в начале жизни закладывается фундамент здоровья и развития. Родители обязательно должны контролировать рост ребенка. Ведь существуют заболевания, которые появляются в самом раннем возрасте и влияют на развитие основного средства коммуникации – речь. Узнайте, как не допустить дизартрию или оперативно вылечить ее, если заболевание все же наступило.
Дизартрия у детей: общие понятия
Дизартрия – тяжелое расстройство речи, которое сопровождается неправильным произношением, неверной интонацией, нарушением артикуляции. В результате заболевания речь может стать невнятной или пропасть вовсе.
Чаще всего дизартрия имеет в основе расстройства нервной системы (центральной и периферической). Поэтому кроме логопедов, лечением дизартрии занимаются неврологи и психиатры.
Не так давно болезнь отмечалась, в среднем, у 4-5% детей, однако за последние годы наблюдается возрастание числа больных. Официальная статистика отдает дизартрии второе место среди логопедических заболеваний.
Причины возникновения
Часто дизартрия сопровождает такое заболевание как детский церебральный паралич. Причины возникновения расстройства речи те же, что и у детского заболевания мозга. Самые первые причины появления болезни могут проявиться в перинатальном периоде или в возрасте до 2 лет.
Среди этих причин могут быть:
- Гипоксия плода (недостаток кислорода);
- Асфиксия плода (удушение);
- Тяжелые формы токсикоза будущей матери;
- Конфликт крови матери и отца из-за резус-фактора;
- Соматические болезни будущей матери;
- Травматические состояния во время беременности;
- Нетипичное течение беременности;
- Желтуха новорожденного;
- Недоношенность плода;
- Энцефалит или менингит;
- Тяжелое отравление;
- Гидроцефалия;
- Черепно-мозговые травмы;
- Средний отит (гнойный).
Признаки заболевания
Практически все симптомы дизартрии проявляются в речи ребенка:
- Синдром «каши во рту» — нечеткая, малопонятная и невнятная речь;
- Ограничение движений лицевых мышц;
- Изменение тональности голоса (резкое и непродолжительное);
- Нарушения ритма дыхания;
- Изменение скорости речи;
- Проблемы с жевательной функцией;
- Неуклюжесть;
- Нарушения мелкой моторики: проблемы с застегиванием пуговиц или завязыванием шнурков.
Классификация заболевания
Классическое разделение дизартрии происходит по очагу поражений участков головного мозга при данном заболевании. Современная медицина различает пять видов дизартрии:
1. Бульбарная. Причиной заболевания может служить опухоль или воспаление в продолговатом мозге. Помимо общих симптомов характерно сглатывание гласных звуков и смазывание согласных в шипящий звук.
2. Псевдобульбарная (спастическая). Чаще всего развивается на фоне различных повреждений головного мозга (после энцефалита, родовых травм или вследствие тяжелого отравления организма). При такой форме заболевания характерна дисфункция языка.
3. Подкорковая. При таком типе заболевания страдает артикуляция, темп речи, ритм и интонация. Характеризуется повреждениями в подкорковых узлах. Из дополнительных симптомов отмечается непроизвольные сокращения мышц.
4. Корковая. Заболевание часто путают с дислалией или алалией. Это происходит из-за схожих симптомов. Для ребенка произношение звуков по отдельности не представляет сложности, но при этом в словах звуки запинаются. Особенно, это заметно при произношении согласных звуков. Дополнительным признаком корковой дизартрии является атаксия – неловкость походки, шаткость.
5. Мозжечковая. Самый редкий вид заболевания. На практике встречается в смешанном состоянии с другими типами. Основной симптом – выкрикивание при разговоре отдельных звуков.
Смешанный тип дизартрии не выделяют в отдельный вид. Для него характерно сочетание причин и признаков двух или более видов болезни.
Также болезнь различается по степени тяжести протекания заболевания:
- I степень. Характерна слабовыраженная симптоматика, «стертые» признаки заболевания. Дефекты обнаруживаются только при специальном обследовании у логопеда.
- II степень. На этой стадии речь пациента понятна всем, но небольшие дефекты периодически слышны.
- III степень. При такой ситуации речь ребенка понятная только членам его семьи и друзьям (как самым близким людям к ребенку). Посторонним понять речь сложно.
- IV степень. Самая тяжело поддающаяся коррекции форма заболевания. В этой стадии речь практически не разобрать, даже близким людям и членам семьи.
Лечение дизартрии
Для лечения такого заболевания, его необходимо классифицировать. Для каждого конкретного случая проводятся несколько видов обследования:
- Осмотр ребенка невропатологом;
- Консультация у логопеда;
- Электрофизиологические процедуры (например, электроэнцефалография);
- МРТ головного мозга.
Невропатолог назначает лечение по своему направлению. Его задача вылечить или купировать заболевание, на фоне которого развилось нарушение речи. Основное направление лечения дизартрии задает логопед. Для постановки точного диагноза, ему необходимо провести несколько процедур:
- Определение типов нарушений речи;
- Оценка речи в целом (темп, ритм, произношение, разборчивость);
- Отделение расстройств, не связанных с артикуляцией;
- Оценивание работы мимических мышц лица;
- У детей старше пяти лет оценивается письменная речь.
После всех проведенных обследований разрабатывается индивидуальная программа лечения. Среди этапов терапии можно встретить следующие процедуры и мероприятия:
- Стимуляция и нормализация дыхания;
- Применение дыхательной гимнастики для развития речевого дыхания;
- Стимуляция речевого аппарата;
- Коррекция произношения;
- Стимуляция и развитие речевой коммуникации;
- Стимуляция мелкой моторики;
- Развитие голосовой системы;
- Работа над тональностью и выразительностью.
Занятия с логопедом могут проводиться совместно с родителями ребенка или же индивидуально с маленьким пациентом. Помимо занятий с логопедом, терапия при дизартрии включает в себя:
- Медикаментозное лечение. Лекарственные препараты назначаются в случае выявления неврологических расстройств. В первую очередь лечится основное заболевание, на фоне которого развилась дизартрия. Лечение проводится с помощью ноотропных средств. Самолечение в таких случаях недопустимо. Большинство препаратов помогают также улучшить мозговое кровообращение, память, а также повышают внимание и способность к обучению. Из медикаментов можно выделить глицин, Фенибут, Энцефабол и церебролизин.
- Физиотерапия. В качестве основного метода хорошо зарекомендовал себя точечный массаж головы. Также высока эффективность лечебных ванн и лечебной физкультуры. Прекрасно помогает иглоукалывание. Все процедуры должен проводить опытный специалист, который не допустит ухудшения ситуации посредством своих манипуляций. Врачу-физиотерапевту следует проявлять огромную осторожность при работе с детским организмом.
В лечении дизартрии важно начать своевременную терапию. На начальных стадиях болезнь хорошо лечится. Пока симптомы стерты или слабо выражены, врачи могут добиться полного устранения дефектов речи и коррекции всех расстройств.
Большое внимание уделяется работе родителей и детей. Залог успеха при лечении дизартрии — совместная работа. Врач не сможет находиться рядом с ребенком постоянно и направлять терапию. Задача родителей – поддерживать достигнутый результат, по возможности развивать успех лечения и ни в коем случае не допускать потерю всех достигнутых успехов.
Профилактика
В первую очередь предупреждающие меры проводятся в период беременности. В обязательном порядке следует проходить все назначенные гинекологом процедуры и обследования. После рождения ребенка профилактика заключается в следующем:
- Постоянный контроль действий ребенка (во избежание травм головы);
- Своевременное выявление и лечение нейроинфекционных заболеваний;
- Предупреждение отравлений детского организма.
Дизартрия может появиться у ребенка по разным причинам. Родителям важно следить за речью ребенка и своевременно проходить осмотры у врача. Постоянный и систематический контроль здоровья ребенка повышает шанс на обнаружение болезни на ранних стадиях. Чем раньше обнаружится дизартрия у ребенка, тем выше шансы на полное выздоровление.
Что нужно знать о дизартрии
В последнее время дизартрия стала довольно распространённым речевым нарушением. Дизартрия – это нарушение речи, при котором нарушена взаимосвязь между центральной нервной системой и речевым аппаратом. Специалисты называют такое состояние недостаточной иннервацией. Как следствие у детей с дизартрией нарушается произношение звуков речи, а также может страдать голосовая функция, речевое дыхание, темп, ритм и мелодичность речи.
На что родителям нужно обратить внимание:
Понаблюдайте за тем, как ваш малыш двигается. Как правило, дети-дизартрики недостаточно активны и быстро устают от нагрузок. Во время музыкальных игр и танцев ребёнку с дизартрией сложно будет попадать в ритм, он будет немного отставать от других детей. У детей с дизартрией будут вызывать трудности подражания движениям и голосу животных. Особенно тяжело им стоять на одной ноге, например, изображая цаплю.
Обратите внимание на то, как ваш ребёнок застегивает пуговицы, завязывает шнурки, берёт мелкие предметы.
Если замечаете какую-то неловкость или напряжённость, можете протестировать малыша. Для этого можно попросить сложить руки в «замок», предварительно показав, как это делается. Можно также предложить поиграть в «пальчики здороваются»: соединять большой палец со всеми остальными поочередно.
Если выполнить эти простые задания ребёнку никак не удаётся, то стоит сходить на консультацию к неврологу или логопеду.
У некоторых детей с дизартрией отмечается короткий выдох, и поэтому к окончанию фразы речь как бы затухает.
Голос у дизартриков бывает очень высокий и тонкий. Также может быть нарушена мелодичность речи: ребёнку сложно менять высоту тона, поэтому речь бывает монотонной, темп речи или очень быстрый, или замедленный, но и в том, и в другом случае речь становится малопонятной.
5. Артикуляционный аппарат .
Здесь опишу признаки, которые родители, могут заметить самостоятельно.
• Слабость мышц органов речевого аппарата: уголки рта у ребёнка постоянно опущены; при открытом рте язык высовывается наружу; губы вялые и не смыкаются, остаются малоподвижными даже тогда, когда ребёнок говорит; отмечается повышенное слюноотделение.
• Мышцы речевого аппарата напряжены: губы сжаты; язык напряжён; также может наблюдаться слюнотечение.
• Может наблюдаться дрожание языка. Причём это происходит не в состоянии покоя, а во время разговора. Иногда начинают дрожать и голосовые связки.
Больше всего при дизартрии нарушается звукопроизношение. Звуки речи могут быть искажены, могут заменяться на другие, иногда пропускаются. Чаще всего бывают нарушены звуки не только одной группы (например, свистящие), но и нескольких групп звуков.
Если родители заметили ряд описанных симптомов у ребёнка и вовремя обратились к специалистам (неврологу и логопеду), это даст возможность исправить дефекты речи до поступления в школу.
Нажмите палец вверх , подписывайтесь на канал , и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии , делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Проявления дизартрии в детском возрасте, диагностические и лечебные мероприятия
Дизартрия у детей является относительно распространенной патологией произносительной способности речи, которая нарушена по причине плохой иннервации мускулатуры артикуляционного аппарата. Заболевание может характеризоваться изменениями моторной и дыхательной функции речи, патологией воспроизведения звуков, искажением голоса. В тяжелых случаях у пациентов отмечается отсутствие речевой функции.
При обнаружении дизартрической симптоматики больному показана консультация невролога и логопеда. Невролог направляет на дополнительные методы исследования (ЭЭГ, МРТ, ЭНМГ и другие). Логопед оценивает состояние устной и письменной речи. Терапия болезни включает коррекцию речевых нарушений, лечебные мероприятия (медикаменты, массаж, лечебная физкультура), гимнастику для тренировки органов артикуляции, логопедические массажные манипуляции.
Понятие дизартрии, этиологические причины, разновидности патологии
Дизартрия – это изменение речевой функции, которое сопровождается неправильной работой артикуляционного аппарата, изменением голоса, ритмичности речи, интонации, дыхания. При этой патологии возникает повреждение мозга, вызывающее нарушение психофизических процессов в нейронах, что ведет к плохой иннервации мышц артикуляции.
Дизартрия в МКБ имеет код R47.1. Распространенность болезни у детей в среднем 5-6%, но постепенно отмечается увеличение частоты встречаемости, особенно в последние несколько лет. У пациентов с детским церебральным параличом дизартрические нарушения диагностируют в 70-85%.
Дизартрия возникает по причине поражения головного мозга. Повреждение мозговой ткани провоцируют токсикозы во время вынашивания плода, особенно в третьем триместре, дефицит кровотока матки, несовпадение резус-фактора у матери и малыша, хронические болезни беременной, травмы, аспирация околоплодными водами, обвитие пуповиной, желтушный синдром, роды раньше срока. Дизартрия часто встречается при детском церебральном параличе. Чем тяжелее двигательные нарушения у пациентов с ДЦП, тем сильнее выражены дизартрические проявления.
Дизартрические нарушения иногда провоцируют воспалительные и инфекционные болезни головного мозга: менингит, энцефалит. Также патологию речевой функции вызывают рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, миастения, нейросифилис, олигофрения, миотония и другие. У малышей дизартрические изменения возникают по причине перенесенного отита, гидроцефального (гидроцефалия) или интоксикационного синдрома, травмы мозга.
Существует классификация, которая была создана для неврологов и логопедов. Она составлена по локализационному и синдромологическому принципу.
Классификация в неврологии (пять разновидностей патологии):
- Бульбарная.
- Псевдобульбарная.
- Экстрапирамидная (подкорковая).
- Мозжечковая.
- Корковая.
Бульбарная разновидность болезни спровоцирована повреждением ядер черепно-мозговых нервов, а именно языкоглоточного, подъязычного, блуждающего. Псевдобульбарная – обусловлена повреждением корково-ядерных проводящих путей. Экстрапирамидный вид возникает по причине повреждения подкорковых ядер. При мозжечковой разновидности заболевания поражены структуры мозжечка и его проводящие волокна. Корковая форма спровоцирована очагами повреждения коры мозга.
При ДЦП различают следующие разновидности болезни:
- спастико-ригидная;
- спастико-паретическая;
- гиперкинетическая;
- атактическая;
- атактико-гиперкинетическая.
В логопедии разграничивают четыре степени дизартрических нарушений. Они отличаются степенью выраженности речевых нарушений. Классификация позволяет оценить состояние пациента, поставить диагноз, определиться с планом коррекции речи.
Изменения минимальные, поэтому не заметны для окружающих.
Клинические проявления болезни
Речь больных дизартрией невнятна, звуки произносятся нечетко. Невнятность вызвана плохим проведением нервных импульсов к органам артикуляции. Из-за этого у больного выявляются как речевые, так и неречевые изменения.
Патология моторной функции органов речи провоцирует сильный спазм, сниженный тонус или дистонию мышц артикуляции. Из-за спазма мускулатуры у больного возникает полное смыкание губ, недостаточность движений артикуляции. Если наблюдается гипотония мускулатуры, то язык располагается на дне ротовой полости, губы разомкнуты, рот немного открыт. У больного можно увидеть сильное слюнотечение. Так как парализована мускулатура мягкого неба, пациент говорит в нос. При наличии мышечной дистонии во время речи слабый тонус мускулатуры сменяется повышенным.
Патология звукопроизношения может иметь различную степень клинических проявлений. Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием проявляется единичными нарушениями воспроизведения звуков. Тяжелые степени болезни сопровождаются неправильным воспроизведением звуковых единиц, их пропусками или заменами; разговор дошкольника или школьника непонятный, медленный. Пациент с более тяжелой формой патологии не хочет много разговаривать, так как испытывает дискомфорт во время речи. А когда у больного имеется тяжелая (4) степень дизартрии, он вообще не может говорить.
Характерными симптомами дизартрических нарушений считаются стойкость изменений, трудность их коррекции. Для купирования проявлений неправильной речи нужно длительное лечение и занятия с логопедом. У больного изменены практически все звуковые единицы, даже гласные звуки, отмечается межзубное и боковое воспроизведение шипящих и свистящих. Пациенты часто произносят звуки более звонко или слишком мягко (твердые согласные).
Характерным признаком патологии считается изменение дыхания во время разговора. У больных более продолжительный выдох, дыхательные движения учащены, часто прерываются. Голос звучит тихо, угасает по мере разговора. Пациент говорит без интонации. У больных нарушено слуховое восприятие, анализ и синтезирование звуков. Словарный запас недостаточно сформирован, нет грамотности речи. Во время логопедического обследования диагностируется общее и фонематическое недоразвитие речи, нарушение письма.
Проявления клинических форм патологии
При бульбарной разновидности болезни отмечается нарушение сосания, жевания, отсутствие мимики, рефлексов, нарушение глотательной функции, повышение отделения слюны, низкий тонус органов артикуляции. Движения во время речи сильно упрощены, речь невнятная. Звуки при разговоре не различимы друг от друга, имеется назальный оттенок при воспроизведении звуков.
Псевдобульбарная разновидность патологии характеризуется парезом и избыточной сократительной активностью мускулатуры. Выявить заболевание можно по изменению двигательной активности языка. Больной не может поднять кончик языка вверх, направить в стороны, зафиксировать в одном положении. Пациенты часто не способны переключиться с одного звука на другой. Отмечается нарушение содружественных и произвольных движений мышц артикуляции. В тяжелых случаях наблюдается повышенное образование слюны, патология глотания. Речь непонятная, в разговоре слышен носовой оттенок. Больной не может нормально воспроизвести сонорные, свистящие и шипящие звуковые единицы.
Подкорковая форма патологии отличается наличием непроизвольных сокращений мускулатуры органов артикуляции. Гиперкинезы появляются вне речевой активности, усиливаются во время разговора, что приводит к спазму мышц. У больных изменен и ослаблен голос, возможны гортанные выкрики, быстрый или медленный темп речи, наблюдается заикание. Подкорковая форма может диагностироваться одновременно с другими разновидностями дизартрических нарушений.
Мозжечковая разновидность характеризуется патологией работы артикуляционного аппарата, тремором языка, выкриками, толчкообразной речью. Больной скандирует речь – «рубит» слова и предложения. Разговаривает медленно и непонятно. Звуки, которые образуются за счет передней части языка и губ, произносятся неправильно. Сопутствуют речевым нарушениям шаткая походка, плохое равновесие, неловкость во время двигательной активности.
Корковая форма болезни проявляется изменением произвольных артикуляционных движений. У пациента нарушено дыхание во время разговора, изменен голос. Он не может нормально писать, читать, понимать речь на слух.
Диагностические мероприятия
Диагностические мероприятия начинаются с обследования у невролога и логопеда. Дальнейшее ведение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осуществляется этими же специалистами. Больного сначала направляют к неврологу. Он проводит осмотр, осуществляет сбор анамнестических данных, проводит дополнительное обследование.
Дополнительные способы диагностики:
- Электроэнцефалография.
- Электронейромиография.
- Магнитно-резонансная томография и другие методики.
После полного неврологического исследования специалист ставит диагноз и направляет на осмотр к логопеду. Логопед проводит специальное обследование, которое включает оценку работы органов артикуляции, мимики, дыхания во время разговора. Он изучает анамнестические данные пациента, особенно этап развития речевой функции (характер воспроизведения звуков, темп и ясность речи). Если больной умеет писать, логопед оценивает характер письма. По результатам исследования специалист пишет логопедическое заключение.
Лечебные мероприятия
У детей лечение дизартрии осуществляется как неврологом, так и логопедом. После проведенного обследования невролог назначает лекарственную терапию. Больному показаны препараты, снимающие спазм мускулатуры, а также лекарства, улучшающие иннервацию мышц. После или во время курса терапии пациенту показаны логопедические занятия. Реабилитация также включает физиотерапевтические методики лечения.
Физиотерапия при дизартрических проявлениях:
- Точечные, сегментарно-рефлекторные массажные процедуры.
- Акупрессура, лечебная физкультура.
- Механотерапия.
- Иглорефлексотерапия.
- Гирудотерапия.
Помимо этих методов, ребенку рекомендуют дельфинотерапию, сенсотерапию, изотерапию, лечение песком и другие. Они проводятся вместе с логопедическими занятиями, позволяют успокоить ребенка, создать благоприятную атмосферу. Работа с пациентом проходит в детских садах (ДОУ), в условиях школы, кабинете логопеда. Лечиться можно и в домашних условиях. Дома с малышом должны заниматься родители.
Логопедические занятия с дошкольниками направлены на улучшение мелкой моторики. Для этого активно применяют пальчиковую гимнастику. На занятиях также развивают работу артикуляционных органов, что достигается регулярным использованием логопедического массажа и тренировкой речи и мимики.
Активно осуществляют тренировку речевого дыхания путем проведения дыхательной гимнастики. Важно скорректировать тембр и силу голоса. Для этого делают специальные ортофонические упражнения.
Занятия направлены на улучшение звукопроизношения. Так как многие дети говорят без выражения, логопед учит ребенка использовать интонацию. Специалист старается довести воспроизведение звуков до автоматизма. Это делает речь более внятной и чистой. У больного развивают правильное чтение и письмо.
Логопедическая коррекция дизартрии у ребенка может занять много времени, так как дефекты речи очень стойкие. Детям и родителям нужно набраться терпения, чтобы достичь успеха в лечении болезни.
Прогноз и профилактические мероприятия
Прогноз зависит от степени тяжести заболевания − чем тяжелее патология, тем сложнее она поддается лечению. Очень большое значение в коррекции дефекта играет лекарственная терапия, которую назначает невролог. Правильно проведенное медикаментозное лечение значительно облегчает работу логопеда. Также прогноз заболевания зависит от стараний пациента и поддержки его близких.
Когда больной старается, выполняет все рекомендации докторов и логопеда, то и вероятность нормализации речевой функции намного выше. Если речь исправлена полностью, пациент может учиться в общеобразовательной (обычной) школе.
Тяжелые формы дизартрии поддаются только частичной коррекции. Ребенок с такой формой болезни может посещать специальные учреждения с логопедическим уклоном: детские сады, школы. В таких детских коррекционных заведениях с пациентами совместно работают неврологи, психологи, психотерапевты, специалисты по лечебной физкультуре, массажу, логопеды.
Профилактика болезни направлена на улучшение здоровья беременных женщин. Пациентки, планирующие беременность, должны вовремя лечить хронические заболевания, инфекции половых органов. Во время вынашивания плода следует избегать стрессовых ситуаций, посещения мест с большим скоплением людей (кинотеатры, рестораны, кафе, театры).
При появлении угрозы прерывания беременности, эклампсии или других проблем следует обращаться к гинекологу. В такой ситуации лучше лечь в стационар для сохранения беременности. Во время вынашивания плода нужно отказаться от спиртного, курения, так как вредные привычки сильно повышают вероятность развития гипоксии.
После рождения малыша женщине нужно оградить его от инфекционных заболеваний (грипп, нейроинфекции), травматизма, интоксикаций. Токсины и инфекционные агенты в младшем возрасте могут сильно повредить мозг. Если у ребенка появились признаки дизартрических нарушений, следует немедленно обратиться к неврологу для своевременного начала лечения.
Заключение
Дизартрия – это серьезное нарушение речевой функции, которое мешает жить ребенку. Чтобы предупредить возникновение неблагоприятных последствий, нужно проводить профилактические мероприятия, направленные на улучшение здоровья женщин, а также детей до 1 года. При обнаружении болезни следует вовремя обращаться к врачу. Ранняя диагностика позволит своевременно начать терапию, полностью справиться с дефектом, вернуться к нормальной жизни.
Признаки дизартрии у детей и методы ее лечения
Причины патологии
Распространенность дизартрии у детей составляет не более 6%. При этом патология относится к одной из наиболее распространенных логопедических проблем. Однако изучением и терапией этой проблемы занимаются не только логопеды, но также неврологи и психиатры.
В основе развития дизартрии у детей лежат патологии центральной и периферической нервной системы
В основе развития дизартрии лежат патологии центральной и периферической нервной системы. Они могут появиться как в процессе внутриутробного развития, так и после рождения.
Факторами, провоцирующими возникновение дизартрии у детей во время их пребывания в животе мамы, становятся:
- возникающая иммунная реакция материнского организма с резус-отрицательной группой крови на резус-положительный плод. Состояние классифицируется как резус-конфликт и с первых месяцев беременности должно быть на особом наблюдении;
- наличие у беременной соматических заболеваний с хроническим течением;
- токсикоз и гестоз, провоцирующие гипоксию плода;
- патологии родовой деятельности;
- травмы плода, полученные во время его рождения;
- асфиксия, наблюдающаяся при рождении. Патологическое состояние может возникнуть при длительном пребывании плода в матке после отхождения околоплодных вод, и при обвитии шеи ребенка пуповиной;
- билирубиновая энцефалопатия, вследствие которой у новорожденных часто развивается ядерная желтуха;
- недоношенность, срок которой составляет 1 месяц и более.
Дизартрия у детей в дошкольном возрасте может появляться вследствие таких патологий:
- травмы головы и костей черепа;
- гнойный отит, развивающийся в среднем ухе;
- инфекции головного мозга;
- интоксикации;
- наследственные заболевания и новообразования в области черепа.
Дизартрия может развиваться у ребенка школьного возраста и взрослого человека на фоне таких состояний:
- травма головы;
- проведенные ранее нейрохирургические вмешательства;
- онкологические образования головного мозга;
- инсульт;
- нейросифилис;
- болезнь Паркинсона;
- рассеянный склероз.
Сложность терапии дизартрии всегда напрямую зависит от тяжести имеющихся нарушений работы центральной и периферической нервной систем ребенка.
Виды и стадии дизартрии
По неврологическим показателям речевое расстройство классифицируется с учетом зоны локализации основной патологии. Так, дизартрия бывает:
- бульбарная. При патологии наблюдаются поражение речевых центров в продолговатом мозге. Состояние сопровождается проблемами с рефлексами сосания и глотания. Также возникают трудности с пережевыванием твердой пищи. Практически все согласные выговариваются одинаково;
- псевдобульбарная дизартрия. Возникает при повреждении связей между корой головного мозга и черепными нервами. При такой патологии ребенку трудно приподнять кончик языка и удерживать его в одном положении; может возникать насильственный смех и плач;
- подкорковая, или экстрапирамидная. Проявляется вследствие повреждения подкорковых центров. Речь больного может сопровождаться резкими неконтролируемыми гортанными выкриками. Мышцы лица непроизвольно резко двигаются. Речь нечленораздельная, медленная и постепенно стихающая;
- мозжечковая дизартрия. Развивается на фоне очагового повреждения проводящих путей и мозжечка. При патологии ребенок может выкрикивать отдельные слоги и слова, речь становится протяжной и медленной. Больной ходит, шатаясь, движения неуклюжие;
- корковая патология. Возникает по причине воспалительных и деструктивных процессов в мозге. Состояние сопровождается неконтролируемыми мышечными спазмами. Ребенок может не только невнятно произносить слова, но и в отдельных случаях не понимать речь.
В том случае, когда основной причиной развития болезни является детский церебральный паралич (ДЦП), патология условно разделяется на:
- спастико-паретическую;
- атактико-гиперкинетическую;
- спастико-гиперкинетическую;
- спастико-атактическую.
Патология имеет такие степени тяжести:
- 1 степень именуется стертой. Наличие у ребенка речевых дефектов обнаруживается только во время логопедического обследования;
- 2 степень характеризуется понятной речью ребенка, при которой наблюдаются заметные дефекты произношения звуков и слогов;
- 3 степень устанавливается в том случае, когда речь ребенка понимают только близкие;
- 4 степень, или анартрия. Речь неразборчива даже для самого близкого окружения ребенка.
В отдельных случаях при 4 степени дизартрии дети не разговаривают вообще.
Признаки патологии
Дефект речи при дизартрии имеет множество специфических симптомов, связанных с недостаточным количеством или патологиями нервных окончаний. К основным признакам патологии относятся:
- недостаточная или неполная подвижность губных мышц;
- ограниченный радиус движения языка;
- отсутствие чувствительности мягкого неба;
- патология голосовых связок;
- недостаточно развитая дыхательная мускулатура;
- патологии строения гортани;
- невнятность речи.
Дизартрия у детей также сопровождается визуальными физическими дефектами. Проблемы с артикуляцией проявляются повышенной подвижностью либо практически полным отсутствием движений мимических мышц. При гипотонии артикуляционной моторики практически всегда наблюдается плотное смыкание губ и напряженность лица.
При мышечной дистонии язык ребенка неподвижен и вяло лежит в ротовой полости, губы разомкнуты. Одновременно с этим наблюдается слюнотечение, а голос приобретает носовой характер. При попытках заговорить мышечный тонус резко меняется с пониженного на повышенный.
Стертая дизартрия сопровождается небольшим искажением произносимых звуков. При более серьезных степенях патологии ребенок может говорить медленно и протяжно, заменяя при этом отдельные звуки и слоги либо пропуская их во время произношения слов. Из-за анартрии речевые мышцы полностью парализованы и ребенок физически не способен выговаривать слова и слоги.
Дизартрия у детей имеет такие особенности:
- нарушена артикуляция всех звуков;
- шипящие и свистящие звуки произносятся сквозь зубы или боковым произношением, при котором кончик языка не вибрирует, а одна его боковая сторона прижата к верхнему ряду зубов;
- произносимые твердые согласные практически всегда смягчаются;
- укороченный выдох, при котором речь часто прерывается;
- глухой и тихий тембр голоса;
- речь монотонная.
Часто ввиду недостатка общения у ребенка с таким диагнозом наблюдается торможение развития речи, маленький запас слов и дисграфия (нарушение письма).
Диагностика
Постановкой диагноза и последующим лечением больных дизартрией занимается логопед и невролог. Логопед во время первичного приема оценивает как речевые, так и неречевые нарушения. Речевые нарушения определяются после устной и письменной проверки. Устная диагностика включает определение:
- способа и характера произношения;
- правильности произношения звуков и слогов;
- темпа и ритма ведения речи;
- характер дыхательного ритма во время разговора;
- разборчивости речи;
- уровня лексико-грамматического построения предложений во время разговора.
Для проведения диагностики письменной речи ребенку необходимо переписывать отдельные слова и предложения с предоставленного примера, писать под диктовку, читать и пояснять вычитанное, осмысляя полученную информацию.
Диагностика дизартрии у детей позволяет выявить стертые формы
При диагностике неречевых нарушений логопед оценивает работу мимической и артикуляционной мускулатуры, объем их движений и особенности дыхания.
В ходе неврологических обследований могут потребоваться данные МРТ мозга, электромиографии и электроэнцефалографии.
Коррекция дизартрии
Коррекционная терапия включает такие методы:
- логопедический, общий точечный, артикуляционный и сегменто-рефлекторный массаж;
- посещение занятий ЛФК;
- механотерапия;
- иглоукалывание;
- применение комплекса упражнений для развития мелкой моторики;
- дыхательная гимнастика;
- упражнения для развития голоса.
В дополнение к основным логопедическим методам, лечение может включать в себя сеансы нетрадиционных методов терапии:
Для достижения положительного результата все назначенные врачом занятия с ребенком должны проводиться ежедневно.
Процесс автоматизации речи и коррекции дизартрии занимает много времени и требует особой настойчивости, потому как первые результаты появляются не ранее, чем через несколько месяцев после начала активных занятий.
Педагогические занятия с логопедом обязательно должны проводиться одновременно с медикаментозной терапией патологии, назначенной неврологом. Наиболее заметный положительный результат от лечения получают пациенты, терапия у которых направлена на устранение первопричины дизартрии.
Прогноз
Нормализации речи до уровня 90-100% можно достичь у пациентов со стертой дизартрией. В таком случае ребенок может учиться в обычной школе, периодически посещая логопедические пункты. При более тяжелых случаях лечение обеспечивает улучшение речи. Однако пациент нуждается в обучении в специализированной логопедической школе.