3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лфк для детей до года

ЛФК — Лечебная гимнастика

Детство – это не только то прекрасное время, когда малыш отличается непосредственностью, живостью, любознательностью, а еще это время – когда его детский организм растет и развивается, когда происходит становление всех систем организма. Поэтому очень важно в этот период помогать ребенку, но не только психологически (играть с ним, заниматься, объяснять), но и физически, а именно – заниматься гимнастикой. И делать это необходимо, даже если медициной это не показано. Для ребенка (особенно до года жизни) занятия гимнастикой имеют большое значение, надо сказать – даже больше, чем для взрослого человека. Ведь физкультура оказывает очень благоприятное воздействие и на физическое, и на психическое развитие детей. Благодаря систематическим занятиям физкультурой у детей происходит своевременное возникновение двигательных и речевых навыков, и, в дальнейшем, их правильное развитие и совершенствование.

А если ребенок недоношенный, находящийся на искусственном вскармливании, малоподвижный, если у него плохой аппетит, он нервно возбудим и перенес какое-либо заболевание, то в таких случаях занятия физкультурой особенно необходимы и важны. И очень большую необходимость в занятиях физической культурой испытывают те дети, у которых имеются отклонения в физическом или психическом развитии.

Надо сказать, что ЛФК для детей, которым еще не исполнился год, состоит из рефлекторных, пассивных и активных упражнений. Что представляют из себя эти упражнения? Движения, которые ребенок совершает в ответ на какое-либо раздражение извне называются рефлекторными упражнениями. Эти движения являются неосознанными. Если человек, занимающийся с ребенком, делает упражнения за него, т.е. ребенок в этот момент пассивен, то тогда такие упражнения называются пассивными. А если ребенок сам выполняет упражнения, все делает самостоятельно, то, соответственно, это – активные упражнения. Также физкультура для детей, как правило, дополняется массажем детей.

Гимнастика для детей от 1,5 до 3-х месяцев.

Надо отметить, что дети этого возраста отличаются повышенным тонусом мышц, а также у них происходит выявление некоторых врожденных рефлексов. Поэтому в этом возрасте рекомендуется использовать только рефлекторные упражнения. А именно:

  • разгибание позвоночника – ребенок лежит на боку, и у него вызывается рефлекс в результате проведения пальцами по обеим сторонам позвоночника от ягодиц до плечевого пояса (упражнение рекомендуется выполнять по 2-3 раза на каждом боку).
  • следующее упражнение – поднимание головы. Рефлекс вызывается при поднимании ребенка, который лежит на животе, одной ладонью, в то время как другая ладонь придерживает малыша за стопы и голени (повторить 1-2 раза).
  • Сгибание и разгибание пальцев стопы – этот рефлекс вызывается, когда ноги ребенка захватываются одной рукой, при этом другая рука сначала надавливает на подошву у корней пальцев, а затем проводит пальцем по наружному краю стопы (упражнение следует выполнять 3-4 раза).
  • И последнее рекомендуемое упражнение – «пританцовывание». Этот рефлекс вызывается, когда ребенка ставят на стол, поддерживая под мышки ( выполнять 4-6 раз).

Физкультура для детей от 3-х до 4-х месяцев.

Этот возраст ребенка характеризуется тем, что у него устанавливается равновесие тонуса сгибательных и разгибательных мышц рук. Поэтому в это время следует делать акцент на пассивные упражнения для грудничков. Необходимы следующие упражнения:

  • Ребенок лежит на спине, и ему скрещивают руки на груди (повторить 4-6 раз).
  • Ребенок также лежит на спине, и его поворачивают на живот вправо и влево – пассивное упражнение, при котором ребенка одной рукой держат за стопы, а другой – за руку, согнутую в локте (сначала одну руку, затем – другую) (выполнить 1-2 раза).
  • Разгибание позвоночника и ног – это рефлекторное упражнение, при выполнении которого ребенок удерживается одной рукой под живот, а другой – за ноги, и поднимается над столом (сделать 2-3 раза).
  • Ребенок лежит на спине и с ним проводится рефлекторное упражнение – отведение и приведение стоп, при котором нужно проводить пальцем (с легким нажимом) по краю и вокруг стопы ребенка (выполнить 2-3 раза).
  • И, наконец, «пританцовывание», о котором говорилось выше (повторить 6-8 раз).

Гимнастика для детей от 4-х до 5 месяцев.

Этот возраст примечателен тем, что у ребенка происходит устанавливание тонуса мышц ног и шеи. В это время с детьми следует заниматься следующими упражнениями:

  • Пассивное упражнение – скрещивание рук ребенка на груди плюс сгибание и разгибание рук (повторить 6-8 раз).
  • Рефлекторное упражнение – ребенок лежит на спине, и производится сгибание головы, позвоночника и ног ребенка, при этом надо взять малыша под спину и ягодицы и удерживать над столом (выполнить 1-2 раза).
  • Затем выполняем пассивное упражнение, которое называется «топание». Для этого голени ребенка обхватываются руками и сгибаются ноги в тазобедренных и коленных суставах, стопы опускаются на стол попеременно и обе сразу (повторить 8-12 раз).
  • Рефлекторное упражнение – поворот ребенка со спины на живот вправо и влево (выполнить 1-2 раза).
  • Затем следующее рефлекторное упражнение – ребенка приподнимают, держа под живот, и выполняют разгибание позвоночника и ног (сделать 1-2 раза)
  • Пассивное упражнение – «присаживание». При выполнении этого упражнения ребенка кладут на спину, берут его руки выше кисти, отводят их в сторону, слегка потягивая (выполнить 2-3 раза)
  • Вновь пассивное упражнение – приподнимание ребенка на ноги. Ребенок кладется на живот, и его руки, согнутые в локтях, отводятся назад (повторить 2-3 раза)
  • И, наконец, активное упражнение – «переступание». При выполнении этого упражнения ребенка держат под мышки и приставляют стопами к столу (сделать 1 раз)

Физкультура для детей от 6-ти до 9-ти месяцев.

У ребенка в этом возрасте происходит развитие произвольных движений. Поэтому в комплекс занятий физической культурой входят активные упражнения, которые побуждают ребенка к ползанию, сидению и стоянию. Рекомендуется выполнять следующие упражнения:

  • Ребенок лежит на спине и с ним проводится пассивное упражнение – поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах (выполнить 4-6 раз).
  • Пассивное упражнение – поднимание прямых ног, при котором руками фиксируются колени ребенка и его ноги поднимаются до вертикального положения (повторить 4-6 раз).
  • Пассивное упражнение. Ребенок лежит на спине, и выполняются круговые движения ног в тазобедренных суставах (выполнить 4-6 раз).
  • Рефлекторное упражнение – поворот со спины на живот вправо и влево (сделать 1-2 раза).
  • Пассивное упражнение – отведение плеч назад до сведения лопаток. При выполнении этого упражнения ребенок кладется на живот и его руки отводятся назад (повторить 1-3 раза).
  • Ребенок кладется на спину и выполняется пассивное упражнение – сгибание и разгибание ног (выполнить 3-5 раз).
  • И, наконец, активное упражнение – ползание. Для этого перед ребенком кладется игрушка яркой расцветки, а его стопы фиксируются таким образом, чтобы ноги были согнуты в коленных и тазобедренных суставах (повторить 4-6 раз).

Гимнастика для детей от 9-ти до 12-ти месяцев.

Этот возраст ребенка характерен тем, что у него развиваются координированные движения, а также стремление к ходьбе. Необходимо выполнять следующие упражнения:

  • Активное упражнение – сгибание и разгибание ног. Можно выполнять из любого положения (повторить 5-6 раз).
  • Активное упражнение – вставание на ноги. При этом ребенка необходимо поддерживать и направлять (выполнить 1-2 раза).
  • Активное упражнение – наклон и выпрямление туловища. Данное упражнение выполняется, когда ребенок стоит, прислонясь спиной к взрослому, а около его ног кладут игрушку и просят ребенка ее поднять (сделать 2-3 раза).
  • Активное упражнение, заключающееся в доставании игрушки, похожее на предыдущее упражнение, только игрушка располагается на уровне плеч ребенка (выполнить 4-6 раз).
  • Активное упражнение, которое состоит в сгибании и разгибании рук ребенка. Ребенку предлагается обхватить кольца, а затем взрослый тянет за них, сгибая и разгибая руки ребенка (повторить 5-6 раз).
  • Активное упражнение – приседание. Ребенку предлагается присесть, при этом взрослый должен его придерживать и помогать (выполнить 4-6 раз)
  • И, последнее – ходьба (активное упражнение) . Это упражнение следует выполнять примерно 1-2 минуты.
Читать еще:  Последствия паховой грыжи у женщин

Каждый родитель должен помнить о том, что физкультура для ребенка должна быть ежедневным занятием, она должна приносить ребенку радость и удовольствие. Старайтесь выполнять все перечисленные упражнения, если вы сами не знаете, как правильно их выполнять, то попросите педиатра, чтобы он вам показал, и в дальнейшем вы уже сами сможете их делать дома.

Если же у ребенка имеются отклонения в здоровье, то прежде, чем выполнять вышеперечисленные упражнения, обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом ребенка, ведь надо учитывать индивидуальные особенности ребенка, а также особенности патологии и возраст. И после того, как вы получите все необходимые рекомендации врача, вы можете смело приступать к упражнениям. Только тогда физкультура даст вашему ребенку положительные результаты. Так что, укрепляйте здоровье ваших детей с детства, и вы увидите, как это положительно скажется на их дальнейшей жизни.

Массаж и гимнастика детям до года.

Массаж и гимнастика детям до года.

Когда начинать проводить
массаж и гимнастику детям до года?

У ребенка первого года жизни есть важная и трудная задача: ему необходимо приспособиться к миру, в который он попал.
Обычно в первые 4 недели врачи не рекомендуют давать организму ребенка дополнительные нагрузки.

Массаж и гимнастику детям до года лучше начинать с возраста полутора месяцев, во время бодрствования ребенка.
Для проведения сеанса массажа нужно пригласить врача или медсестру ЛФК .
Вы увидите, как правильно выполнять массаж, в дальнейшем сможете делать его ребенку сами. Если нет возможности пригласить врача на дом- посетите комнату здорового ребенка в детской поликлинике. Попросите, чтобы вам показали, как самостоятельно проводить ребенку гимнастику для новорожденных.

Как массаж и гимнастика помогают детям до года?

Массажист воздействует на рецепторы кожи, мышц, суставов, а в коре головного мозга возникают импульсы ,
которые распространяются на соседние участки, ответственные за различные функции организма.
Непосредственно в коже массаж вызывает обновление эпителия, улучшает кровоснабжение массируемого участка, активизирует лимфоток и стимулирует обмен веществ.
А массаж живота, например, нормализует функции желудочно-кишечного тракта.

Специальная гимнастика для новорожденных способствует развитию суставно- мышечного аппарата ребенка.

Массаж и гимнастика вносят новые ощущения в жизнь младенца, способствуют физическому гармоничному развитию ребенка, а также ребенок получает необходимый ему стимул к психическому развитию.
Во время гимнастики и массажа совершенствуются механизмы терморегуляции: ребенок принимает воздушную ванну и закаляется.

Можно ли обойтись без гимнастики и массажа детям до года?

Если врач назначил ребенку гимнастику для новорожденных и массаж, а вы решили их не делать- это серьезная ошибка.
Не устраненный вовремя гипертонус затормозит развитие двигательных навыков, а это двигательная неловкость, неуклюжесть, нарушение осанки и походки.
Не устраненная с помощью массажа задержка двигательного развития замедлит формирование интеллекта: малыш, который к полугоду не научится сидеть, вынужден часами обозревать квадрат потолка, в то время как сидя рассматривал бы множество интересных вещей вокруг.
Неумение ползать и ходить, когда пришла пора, усугубляют этот интеллектуальный голод, задерживают освоение ребенком окружающего мира. Массаж и гимнастика очень полезны детям, старайтесь не отказываться от них.

Советы к проведению массажа и гимнастики детям до года

При проведении сеансов массажа ребенку первого года жизни нужно помнить:

* Если ребенок плохо себя чувствует- не нужно пытаться «развлечь » его с помощью массажа. Подождите, пока малыш выздоровеет.

* Обычно дети с удовольствием принимают массаж и гимнастику. Если же ребенок сначала проявит неудовольствие- ничего страшного. Отвлеките его яркой игрушкой, успокойте ласковым словом.
Если малышу не нравится какое- то конкретное упражнение, выполняйте его в конце комплекса занятий или сократите число повторений.

* Не проявляйте чрезмерное усилие при проведении массажа. Неприятные ощущения ребенок запомнит надолго.
Если на коже малыша возникает покраснение в результате воздействия ваших рук при массаже- оно должно быть умеренным и равномерным.

* Лучшее время для занятий- утром, за час до кормления или часа через два после него.

* Руки, выполняющие массаж, должны быть теплыми!

* Во время массажа ребенок должен быть голеньким, а во время гимнастики- в распашонке и трусиках или памперсе.

Гимнастика для детей до года:
комплекс упражнений

Упражнения от 1.5 до 3 месяцев:
-Массаж рук и ног поглаживанием
-Выкладывание на живот- рефлекторное упражнение
-Массаж спинки- поглаживание
-Ползание- рефлекторное упражнение
-Массаж живота- поглаживание
-Массаж стоп- растирание
-Упражнение для стоп- сгибание и разгибание

Для занятий вам также может очень пригодиться большой надувной мяч. Упражнения на нем очень нравятся детям.
На мячик лучше постелить пеленку.

Упражнения на мяче:

Упражнение 1:И.П.: ребенок лежит животом на мяче, ноги согнуты «как лапки лягушки»и прижаты к мячу. Помощник придерживает ноги ребенка, чтобы они оставались в таком положении, в вы берете ладошки ребенка в свои и тянете на себя, после этого возвращаете в И.П. Повторяем 10 раз.

Упражнение 2: И.П. как в № 1. Помощник расправляет ладошки ребенка, чтобы пальчики были прямыми и прижимает их к мячу. Вы держите ребенка за голени, тянете к себе, после возвращаете в И.П. Повторяем 10 раз

Упражнение 3: И.п. как в №1. Помощник прижимает к мячу ладошки ребенка. Вы берете в руки стопы ребенка, поворачиваете его на мяче вниз, ставя стопы на горизонтальную поверхность (на пол, на коврик). Тело малыша при этом остается на мяче. Вам нужно следить за тем. Чтобы опора была на всю стопу, также нельзя ставить ребенка на внутренние или наружние края стопы. Стопы касаются горизонтальной поверхности очень короткое время. Коснулись- и сразу переводите мяч в исходное положение. Повторяем 10 раз

Упражнение 4: И.П.: как в № 1. Возьмите руки ребенка в свои и наклоняйте мяч вперед так, чтобы ребенок коснулся стола раскрытыми ладошками. Следите, чтобы ребенок не ударился лбом! Повторяем 10 раз

Упражнение 5: ИП: ребенок лежит спиной на мяче. Вы придерживаете его за бока и плавно покачиваете вправо- влево и вперед- назад. Повторяем по 10 раз в каждом направлении.

Упражнения от 3-х до 4-х месяцев:

— Массаж рук- поглаживание
— Скрещивание рук на груди
-Массаж ног- поглаживание, растирание, разминание
-Массаж спины- поглаживание и разминание
-Массаж живота- поглаживание и растирание
— Массаж стоп- растирание и похлопывание
-Упражнения для стоп рефлекторные
— «Бокс» — сгибание и разгибание рук
— Вибрационный массаж грудной клетки
— Поворот со спины на живот через левый и правый бок.

Упражнения от 4 до 6 месяцев:
— Скрещивание рук на груди
— Массаж ног
-«Едем на велосипеде» имитация кручения педалей
— Поворот со спины на живот вправо- влево
-Массаж спины: поглаживание, разминание, похлопывание
— Массаж живота
-Массаж стоп
-«Бокс»

И в заключение занятия- немножко потанцуем!
Вам нужно взять ребенка под мышки и дать ему хорошо упереться стопами. Он сам начнет сгибать и разгибать колени.

Упражнения от 6 до 9 месяцев:

-Скрещивание рук на груди
-Едем на велосипеде
-Поворот со спины на живот вправо- влево
-Массаж спины
-Ползание
— Массаж живота
-Присаживание при поддержке за обе руки
-Поднятие выпрямленных ног
— Массаж грудной клетки
— «Бокс». После 8 месяцев это упражнение ребенок может выполнять сидя

Упражнения от 9 до 12 месяцев:
— «Едем на велосипеде»
— Поворот со спины на живот
-Массаж спины
— Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно
— Поднятие выпрямленных ног

Упражнения для детей до 1 года

  • Раздел:Гимнастика для детей до 1 года
  • | E-mail |
  • | Печать

Упражнения в горизонтальном положении способствует развитию навыков движения в горизонтальной плоскости, акта хватания, органов чувств (зрение, слух), речи, укрепляют мышцы шеи, спины, живота, которые участвуют в формировании осанки, способствует росту и развитию грудной клетки, активизируют дыхание и кровообращение.

С 1 до 3-4 месяцев применяют рефлекторные движения, которые способствуют укреплению и развитию основных групп мышц:

1. Рефлекторное ползание на животе. Полусогнутые ноги ребёнка отталкивается от рук методиста (рис. 1).

2. Рефлекторное ползание в полувертикальном положении. Методика проведения та же, но туловище ребенка методист приподнимает на 5-10 см (рис. 2).

Читать еще:  Димексид как развести для компресса

3. Рефлекторное ползание на спине. Исходное положение: ребёнок лежит на спине, на ладони методиста. Полусогнутыми ногами он отталкивается от другой ладони методиста (рис. 3).

4. Рефлекторные повороты. Исходное положение — на спине; левая рука методиста обхватывает нижнюю часть голени ребёнка. Правая рука методиста захватывает левую кисть или предплечье ребёнка. По счёту «раз» — поворот на бок, «два» — на живот, то же — в другую сторону (рис. 4).

5. Вызывание зрительного сосредоточения в положении на спине. Методист фиксирует ноги ребенка одной рукой и яркой игрушкой старается вызвать зрительное сосредоточение. Движением игрушки вправо-влево можно вызвать поворот головы в соответствующую сторону.

6. Вызывание слухового сосредоточения в положении на спине. Выполнение упражнения Аналогично упражнению 5, но игрушка должно быть озвученная, крупная.

7. Вызывание зрительного сосредоточения в положении на животе. Методист слегка придерживает ребёнка за голени, другой рукой вызывает зрительное сосредоточение с помощью крупной яркой игрушки.

8. Вызывание слухового сосредоточения в положении на животе. Техника выполнения соответствует упражнениям 5, 7, но игрушка должна быть озвученной, крупной. Движением игрушки вправо-влево-вверх вызываются повороты головы вправо-влево, поднимание ее.

9. Рассматривание игрушки с приподниманием плечевого пояса. Ребёнок лежит на животе. Левой рукой методист придерживает голени в средней трети, правой рукой показывает игрушку на расстоянии, чтобы заставить ребенка приподнять плечевой пояс (рис. 5).

10. Повороты на живот с помощью. Исходное положение на спине. Левой рукой методист придерживает голени ребёнка в нижней трети, четыре пальца правой руки методиста захватываются левой кистью ребенка. На уровне глаз ребёнка методист кладет игрушку. На счёт «раз» — поворот на правый бок, «два» — на живот. Перед началом упражнения методист говорит: «возьмем игрушку». Это упражнение повторяется с поворотом в другую сторону (рис. 6).

11. Активные повороты на живот. Исходное положение — на спине. Методист обхватывает голени ребёнка в нижней трети правой рукой, левой рукой кладет игрушку слева или справа, примерно на расстояние вытянутых рук ребёнка, и предлагает достать ее: «достань игрушку», «возьми игрушку» (рис. 7).

12. Ползание за игрушкой с помощью. Исходное положение — на животе; полусогнутые ноги ребенка упирается в ладонь методиста. Игрушка впереди. Словами «достань игрушку» методист стимулирует ползание.

13. Ползание за игрушкой без помощи. Исходное положение — на животе. Методист предлагает взять игрушку, лежащую впереди ребенка на расстоянии 50-60 см.

14. Вползание за игрушкой на наклонную плоскость. На наклонной плоскости лесенки, горки ребёнок из положения на животе достаёт игрушки, находящиеся на разном расстоянии (рис. 8).

Упражнения для развития хватания.

Упражнения, способствующие развитию акта хватания, одновременно укрепляют мышцы туловища, ног, рук.

1. Обхватывание игрушки рефлекторное. Исходное положение — лежа на спине. Методист прикосновением игрушки к ладони ребёнка вызывает хватательный рефлекс и, слегка потряхивая (для расслабления мышц), поднимает руку вперёд-вверх (амплитуда движения руки небольшая). Это упражнение повторяется для правой и левой рук поочередно.

2. Упражнения на сопротивление. Исходное положение — на спине, ноги фиксированной рукой методиста. Ребёнок захватывает игрушку, находящуюся в руках методиста на уровне груди ребёнка и на расстояние полусогнутых или выпрямленных рук. Упражнение проводится поочередно для правой — левой и одновременно для двух рук. Захваченную игрушку как бы отнимают (рис. 9).

3. Захватывание игрушки в положении лёжа на спине. Одной рукой методист фиксирует ноги ребёнка и предлагает ему взять игрушку на расстоянии полусогнутых или вытянутых рук поочередно правой — левой рукой и двумя руками одновременно ( рис. 10).

4. Захватывание игрушки из положения лёжа на животе. Методист одной рукой фиксирует ноги ребёнка, другой — показывает игрушку, удобную для захвата, и предлагает взять ее. Игрушка может быть на расстоянии полусогнутых или вытянутых рук ребёнка, который захватывает ее левой рукой, затем правой и двумя руками одновременно. Захватывание игрушки, находящиеся на высоте примерно 10-15 см от гимнастического стола, является упражнениям для развития мышц шеи и спины (грудная часть); захватывание игрушки на высоте 30-40 см — преимущественно для мышц поясничного отдела ( рис. 11).

Упражнения, способствующие развитию стояния, ходьбы.

1. Пританцовывание. Методист поддерживает ребенка под мышки и ставит его на стол до соприкосновения стоп с его поверхностью. Ребёнок производит сгибание ног на одну две секунды. Упражнение повторяют три-четыре раза.

2. Упражнения на сопротивление. Исходное положение — лежа на спине. Полусогнутые ноги упираются в руки методиста — преодолевая сопротивление, ребёнок разгибает ноги. Это упражнение можно выполнять с мячом (рис. 12 , а, б, 13).

3. Вставание на ноги в упор из положения лежа на спине. Методист, удерживая ребёнка двумя руками под мышки, насчёт «раз» присаживает его, «два» — ставит на ножки, «три, четыре, пять» — удерживая ребёнка на ногах, «шесть» — возвращает ребенка в исходное положение.

4. Вставание на ноги с помощью. Исходное положение — лежа на животе. Методист берёт ребенка под мышки и насчёт «раз» ставит на колени на весу, «два» — ставит на ноги, «три, четыре, пять» — удерживает ребенка на ногах, «шесть» — возвращает его в исходное положение (рис. 14).

5. Упражнение сесть-встать. Исходное положение на спине с согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами. Методист одной рукой фиксируют голени в нижней трети, другой — держит руки. По слову «садись» ребёнок садится, «встань» — встает на ноги, затем садиться и по слову «ложись» принимает исходное положение (рис. 15).

6. Доставание игрушки со стола из положения стоя. Исходное положение ребёнок стоит спиной к методисту, который фиксирует голени ребёнка левой рукой, правой рукой поддерживает туловище (рука находится на нижней части грудной клетки и верхней половине живота). По просьбе «достань игрушку» ребенок наклоняется, берёт игрушку. А по просьбе «дай мне игрушку» выпрямляется и отдает ее методисту (рис. 16).

7. Доставание игрушки, находящейся на высоте. Ребёнок стоит. В руке у методиста игрушка, которую он предлагает достать (рис. 17).

8. Вставание на кубик и схождение с кубика. Ребёнок стоит. Методист берёт его сзади под мышки. Насчёт «раз» ребёнок встает на кубик, «два» — сходит с кубика. Упражнение усложняется изменением высоты кубика (15 см и выше).

9. Приседание. Ребёнок стоит на столе, держась за руки методиста, или же методист удерживает его под мышки. По просьбе «стань маленьким» ребёнок приседает, по просьбе «стать большим» — выпрямляется (рис. 18).

10. Влезание на стремянку. Методист поддерживает ребенка сзади под мышки. Ребёнок переступает по перекладинам стремянки (рис. 19).

11. Ходьба по доске с поддержкой. Методист водит ребенка по доске, поддерживая его за руку (попеременно правую и левую). Следит за осанкой, для чего показывает игрушку на уровне глаз ребенка.

Упражнения, способствующие развитию сидения.

1. Попытка к присаживанию за плечи. Исходное положение — ребёнок лежит на спине, ноги его упираются в туловище методиста, который ладонями, проведенными за лопатки ребенка, слегка приподнимает его за плечи.

2. Попытка к присаживание за руки. Ребёнок лежит на спине . Методист, фиксируя ноги и захватив руки ребёнка, слегка приподнимает его голову, плечевой пояс.

3. Неполное присаживание за руки. Методист одной рукой придерживает ноги, другой фиксирует руки — присаживание неполное. Это упражнение укрепляет мышцы живота (рис. 20).

4. Присаживание за руки. Ребёнок лежит на спине, ноги фиксируется правой рукой методиста, левой рукой методист обхватывает руки ребёнка, по просьбе «сядем» присаживает ребёнка до положения сиденья. Примечание. Если при сидении спина ребёнка непрямая, то это упражнение проводить не рекомендуется, а следует продолжать упражнение 3.

5. Присаживание с небольшой опорой. Ребёнок лежит на спине. Одной рукой методист фиксирует его ноги, другой захватывает левую или правую кисть поочерёдно. По просьбе «садись» помогает ребёнку присесть до положения сидя, затем по просьбе «ложись» или «надо лечь» помогает ребенку лечь на спину.

6. Присаживание за предмет. Данное упражнение проводится с игрушкой, кольцом, палочкой или другим предметом.

7. Присаживание по слову. Ребёнок лежит на спине, ноги фиксированны методистом. По просьбе «садись» ребенок присаживается, по просьбе «ложись» — принимает исходное положение лежа на спине (рис. 21).

Читать еще:  Узи сосудов головного мозга и шеи

Лечебная Физкультура для детей до 1 года

Гимнастика необходима каждому человеку. При этом, малышам первого года жизни, регулярные физические упражнения помогают не только окрепнуть физически, но и оказывают благотворное психологическое воздействие.

ЛФК для детей до года, правильно и систематически выполняемая, позволяет крохе быстрее начать ходить и говорить. Взаимодействие с любящими родителями улучшает настроение, делает ребенка подвижным и любознательным. Конечно, необходимый комплекс упражнений и правильность их выполнения, обязательно контролируются педиатром, с первых месяцев жизни физкультуру необходимо совмещать с массажем, это позволяет снять повышенный тонус мышц характерный для грудничков.

Цели и задачи ЛФК для детей

ЛФК это не только комплекс упражнений. В понятие лечебной физкультуры входят также массаж, плавание, солнечные и воздушные ванны. Ежедневные занятия тонизируют, улучшают обменные процессы, малыш лучше развивается, происходит становление двигательных реакций.

Тактильный контакт при гимнастике и массаже улучшает настроение, вызывает позитивные эмоции.

Особенно важны упражнения для недоношенных детей или ребятишек у которых имеются проблемы со здоровьем.

Во время гимнастики мышцы усиленно снабжаются кислородом, дыхание становиться более глубоким, а значит укрепляются не только мышцы, активно участвуют в процессе практически все системы организма, в том числе головной мозг. Малыш учится правильно двигаться, переворачиваться, а чуть позже ползать, раньше начинает гулить и становится более общительным. Комплекс упражнений подбирается с учетом возраста и индивидуальных особенностей крохи.

Основная задача ЛФК для детей первого года жизни, нормализовать мышечный тонус крохи и укрепить его организм.

Все упражнения подразделяются на рефлекторные, когда движения выполняются детьми неосознанно, пассивные, если их малышу делает мама и активные, в случае если ребенок их производит сам.

Особенности лечебной гимнастики для малышей

Занятия проводятся ежедневно, не следует выполнять упражнения сразу после кормления или если малыш капризничает и плачет. Не нужно слишком утомлять малыша, нагрузки должны возрастать постепенно. К упражнениям приступают после того, как ему исполнится месяц, гимнастика обязательно чередуется с массажем.

Все упражнения выполняются аккуратно, нежно, без лишних усилий. Во время занятий с грудничком необходимо ласково разговаривать, улыбаться, это поможет крохе быстрее привыкнуть к ежедневной физкультуре, а Вам подарит незабываемые минуты позитивного общения.

Если в процессе гимнастики дитя начинает капризничать, следует отвлечь его, можно ненадолго прерваться и поносить малыша на руках или показать ему яркую игрушку. Далеко не все детки любят выполнять упражнения, но если занятия проводятся ежедневно, быстро привыкают и перестают беспокоиться.

Животик следует поглаживать только по часовой стрелке. Упражнения особо не любимые малышом, следует выполнять последними, после гимнастики и массажа детки крепче и спокойнее засыпают.

Конечно, необходимо следить, чтобы в комнате не было сквозняков, комплекс лучше сочетать с воздушными ваннами, темпера в комнате должна быть 21-23°С.

Если у малыша имеются проблемы со здоровьем, ему не подходят обычные упражнения, в этом случае комплекс подбирается индивидуально и проводить занятия должен врач ЛФК.

Правила проведения ЛФК

Для упражнений идеально подойдет пеленальный или обычный стол застеленный теплой пеленкой. Главное, не скользкая ровная поверхность и возможность свободного подхода к малышу.

Человеку, проводящему занятия, следует тщательно вымыть руки, они должны быть чистыми, сухими и теплыми, чтобы не поранить нежную кожу младенца, нужно коротко остричь ногти, снять часы и украшения.

Занятия начинают, не менее, чем через 45 минут после кормления, помещение, в котором будут проводится гимнастика, тщательно проветривают.

Если малыш плохо себя чувствует, сильно капризничает, следует отменить процедуру до полного восстановления и перед возобновлением занятий обязательно проконсультироваться с педиатром.

Младенца, старше 1 месяца, для занятий можно полностью раздеть, новорожденных детей укрывают пеленкой и поочередно открывают места для массажа. Крохам упражнения чередуют с массажем, с детьми старше 6 месяцев, сначала выполняют необходимые упражнения, а массажем завершают занятия.

По мере взросления, комплексы упражнений усложняются. ЛФК для детей 1-2 лет содержат упражнения с игрушками, в этом возрасте вполне можно проводить совместные занятия, подавая малышу личный пример.

Комплексы упражнений

Все приведенные комплексы упражнений и элементы массажа, рекомендованы исключительно для здоровых малышей.

1-3 месяца

С новорожденными выполняют только рефлекторные упражнения. Они основаны на использовании врожденных рефлексов малыша:

  1. Выкладывание на животик. При этом ребенок рефлекторно поворачивает голову вбок, тренируются мышцы шеи и спины. Если в это время к пяточкам подставить ладони создав легкий упор, он будет пытаться двигаться вперед.
  2. Поглаживание стоп. Следует пальцем осторожно проводить по стопам ребенка, он будет сжимать и разжимать пальчики.
  3. Кроху укладывают на бок и осторожно проводят пальцами с обеих сторон позвоночника, примерно в сантиметре от позвоночного столба. Малыш при этом вытягивает спинку.
  4. Нежно поглаживают ручки и ножки малыша, от пальчиков вверх к плечам и бедрам.
  5. Укладывают малыша на спинку, ножки подтягивают к животу, ручки скрещивают на груди, головка тоже легко направляется к груди. Эта поза называется «эмбрион». Следует зафиксировать малыша на 0,5-1 минуту.
  6. Удерживая ребенка под мышки в вертикальном положении, стопами касаются стола, малыш при этом обязательно начнет перебирать ножками.
  7. С 2 месяцев можно выполнять с ребенком «велосипед», ножки сгибают в коленках, подтягивают к животу и осторожно «крутят педали».

Заканчивают гимнастику поглаживанием животика по часовой стрелке. Это позволяет улучшить пищеварение и избавить малыша от колик. Все упражнения делаются осторожно и сопровождаются ласковой речью и улыбкой.

4-6 месяцев

Ребенок подрос, усложняется и комплекс упражнений. С 4 месяцев можно покачивать его на мяче. Кроху укладывают животиком на специальный мячик с разведенными в стороны ручками и ножками. Необходимо следить, чтобы он не соскользнул с мяча. Затем, упражнение повторяют уложив ребенка на спинку. Такая гимнастика растягивает позвоночник, укрепляет мышцы спины.

  1. Круговые движения руками. Ручки скрещиваются на груди, затем вытягиваются вверх и через стороны возвращаются в исходное положение.
  2. Повороты на живот. Сбоку от ребенка кладут любимую игрушку и ласково поощряют малыша повернуться в ее сторону, затем помогают ему перевернуться на животик.
  3. Поддерживая малыша под мышки помогают ему присесть, а затем выпрямиться.
  4. Ребенка укладывают на ладони на живот, ножками малыш упирается в грудь человека выполняющего с ним упражнения и приподнимают кроху имитируя «самолетик».

В массаже присутствуют поглаживание, растирание, легкие постукивания.

7-9 месяцев

После полугода к знакомым и любимым упражнениям добавляются новые.

  1. Позволив ребенку крепко ухватиться за Ваши пальцы, тяните его вверх, чтобы он упирался пытаясь сесть. Не следует сажать ребенка насильно, просто предоставьте ему опору.
  2. Положив ребенка на живот слегка поднимайте его подложенными под животик ладонями, поощряя его встать на четвереньки. Когда ручки достаточно окрепнут, кладите перед ребенком яркую игрушку, чтобы ребенок дополз до нее.
  3. Игра в «тачку». Ребенка кладут на животик, затем поднимают его ножки, чтобы он двигался вперед перебирая руками.
  4. Занимаясь на фитболе (специальном мяче), следует покачивать малыша и поддерживая его за ножки позволить ему достать лежащую у мяча яркую игрушку.

Комплекс упражнений в этом возрасте занимает 30 минут.

10-12 месяцев

В этом возрасте малыш уже очень активно двигается, многие начинают ходить.

Следует поощрять ребенка собирать яркие игрушки, складывать в корзинку мячики. Если ребенок самостоятельно не ходит, нужно водить его под мышки, устраивать соревнования по совместному ползанью.

Хорошо укрепляет мышцы совместная возня, перелазанье через положенную на полу гимнастическую палочку. Конечно, кроху следует поддерживать, помогать ему, и всячески подбадривать.

Превратите занятия в игру и тогда вместе с ребенком Вы получите море положительных эмоций.

Противопоказания к ЛФК

Даже при очень серьезных патологиях полные противопоказания к занятиям ЛФК встречаются крайне редко, обычно подбирается специальный комплекс, который выполняется под строгим контролем специалиста.

Противопоказаниями к занятиям являются:

  • наличие температуры;
  • тяжелые сердечные патологии;
  • заболевания костей и суставов;
  • острая почечная и печеночная недостаточность;
  • обширные грыжи у малыша.

Постоянный контакт с врачом, ответственное и внимательное отношение к ребенку, залог его хорошего психического и физического развития.

ЛФК важна не только для крох до года, для более старших ребятишек, гимнастика и подвижные игры не менее значимы. Именно поэтому существуют специальные ЛФК для детей 3 лет, при необходимости врач может подобрать ЛФК для ребенка 6 лет и даже более старшего возраста.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector